Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №5" города Обнинска на 2014- 2015 учебный год

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №5"

города Обнинска 

 

                                              

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  

 

Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №5" города Обнинска на 2014- 2015 учебный год

  ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

города Обнинска (МБОУ «СОШ № 5»)

 

Принята                                    Рассмотрена                               Утверждаю

Советом Учреждения              Педагогическим советом         Директор МБОУ «СОШ № 5»

Протокол № 7                           Протокол № 1                            Л. В. Терешатова

от 29 августа 2014 г.                от 29 августа 2014 г.                  приказ № 114

                                                                                    от 29 августа 2014 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Обнинска

на 2014-2015 учебный год

      Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Обнинска

 (далее Школа)  разработан в соответствии с:

         Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-        Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.02.2002 г. № 2783);

-        Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями);

-        Уставом МБОУ «СОШ № 5»;

-        Письмом Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

-        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-        Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);

-        Приказом  Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-        Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 69 от 31.01.2012г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089» и приложением к нему;

-        Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» и приложением к нему;

-        Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 года

     № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных   (коррекционных)    образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии»;

-        Приказом  Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях";

-        Приказом  Министерства образования и науки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном  процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;

-        Приказом  Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2012 г. «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;

-        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

-        Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год.

-        СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189);

-        Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»

-        Письмо министерства образования и науки Калужской области от 07.06.2011 года № 07-022/1713-11 «Методические рекомендации к разработке учебного плана общего образования образовательных учреждений Калужской области».

   Основной целью образовательной деятельности Школы является формирование разносторонне развитого, ответственного гражданина России, уважающего ее культурные традиции и ценности гражданского общества, способного реализовать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях в личных и общественных интересах. Для достижения поставленной цели школа решает комплекс задач, выделяя в качестве приоритетных, следующие:

создание максимально благоприятных условий для выявления и полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося, с учетом образовательных запросов и реальных потребностей современного рынка труда;

        реализация концепции информатизации  школьного образования, освоение всеми участниками образовательного процесса информационных, коммуникационных технологий, современных образовательных технологий;

        формирование у обучающихся современной общенаучной картины мира как целостной системы представлений и ее общих  свойствах и закономерностях;

        сохранение здоровья обучающихся, формирование активной жизненной позиции, привитие основ здорового образа жизни.

        Учебный план Школы  является инструментом в управлении качеством образования. Основополагающими принципами построения учебного плана являются:

·         обязательность федерального компонента, обеспечивающего единство образовательного пространства;

·         целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности;

·         преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего  общего образования;

·         дифференциация с целью реализации возрастных особенностей обучающихся;

·         интегративность содержания образования на основе психо-физиологических особенностей восприятия обучающимися окружающего мира;

·         индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.

Реализация предпрофильной и профильной подготовки осуществляется как в рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта, так и через систему внеучебной занятости, дополнительного образования.

  Федеральный компонент составляет 80% от общего нормативного времени, выбор учреждения- 20%.

Учебный план реализуется по федеральным программам начального общего, основного общего  и среднего (полного) общего  образования.

Цели общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления:

личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции;

социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском, родном и иностранных языках;

общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Учебный план отражает возможности школы в достижении стабильных образовательных результатов и ресурсные ограничения в реализации приоритетных направлений повышения качества образовательных услуг.  Основная образовательная программа позволяет оптимизировать образовательный процесс за счет включения других компонентов (внеурочная деятельность, воспитательная деятельность, внеклассная работа, профориентационная работа, проектная и исследовательская деятельность), направленных на расширение образовательного пространства.

Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС учтены в построении основной образовательной программы школы на предстоящий учебный год и включены новые компоненты для обогащения учебного плана, расширения ресурсных возможностей образовательного учреждения.

Такой подход к разработке основной образовательной программы обеспечит предпосылки к формированию нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС, так как учебный план не является самодостаточным инструментом для достижения образовательных результатов.

                        

                         НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:

·         система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

·         универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные  коммуникативные);

·         познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть учебного плана школы отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

·         формирование гражданской идентичности обучающихся;

·         приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

·         готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

·         формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

·         личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся.

 

 

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

 1

 

 

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности

2

 

Математика и информатика

Развитие математической  речи,  логического и алгоритмического мышления, вообра­жения, обеспечение первоначаль­ных представлений о компьютер­ной грамотности

3

 

 

Обществознание и естествознание

(Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осозна­ние ценности, целостности и много­образия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Основы  духовно-нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5

 

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру

6

 

 

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналити­ческой деятельности для практи­ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование перво­на­­чального опыта практической преобразовательной деятельности

7

 

 

Физическая культура

Укрепление здоровья, содей­ствие гармоничному физичес­кому, нрав­ственному и социальному разви­тию, успеш­ному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физичес­кой культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

     Инвариантная часть учебного плана начальной ступени отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

     Изучение русского языка  направлено на развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма  написание записки, адреса, письма).

     Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, говорение, чтение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской  литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств обучающегося, способного к творческой деятельности.

     Изучение математики направлено на формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

     Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине, осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме; приучение обучающихся к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. При изучении данного предмета формируется здоровый образ жизни, элементарные знания о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основы безопасности жизнедеятельности.

     Изучение предметов эстетического цикла (изобразительное искусство и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

     Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у обучающихся. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)», что обеспечивает развитие первоначальных представлений об алгоритмизации, об информации, структуре информационных, о системах, технологиях и моделях, воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной  школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций  происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. В федеральном компоненте учебного плана для 4 класса уменьшается на 1 час «Литературное чтение» и при этом остается общий объем обязательной нагрузки – 23 часа.

     Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; на формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; на развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; на  обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности, на формирование представлений об олимпийском и параолимпийском движении в России. 

Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени начального общего образования являются:

-        формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

-        приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

-        расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической   гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

 Реализация дополнительного 1 часа физической культуры осуществляется на основе «Методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», разработанных Департаментом развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации (Приложение к приказу Минобразования России  от 30.08.2010 №889).

 Иностранный язык изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

      

  Продолжительность учебного года для 1 классов- 33 учебных недели, для 2-4 классов – 34 недели. В 1-х классах используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый). Продолжительность учебной недели – 5 дней. Максимальная недельная нагрузка в начальной школе составляет в 1 классе – 21 час, во 2-4 классах – 23 часа.

При разработке учебного плана начальной школы были использованы интегративные подходы: продолжена реализация программ «Начальная школа 21 века» (1А, 2Б, 3А),  «Школа 2100» (1Б, 2А, 3Б, 4А, 4Б),  продолжается реализация программы «Школа России» 3 В (КРО), 4В (КРО).

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.  Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней,  летом - не менее 8 календарных недель, дополнительные каникулы для 1-х классов в феврале - не менее 7 дней;

Учебный год  делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Обязательные требования к организации образовательного процесса в 1-х классах  -  организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4 уроков в день; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся; дополнительные каникулы в середине третьей четверти, продолжительностью в 1 неделю.

Внеучебная деятельность в 1- 4 классах, реализующих ФГОС НОО  представлена  следующими направлениями: спортивно-оздоровительное,  научно-познавательное, художественно-эстетическое,  общественно-полезной деятельности.

1. Целью спортивно-оздоровительного направления является формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данное направление представлено программами: «Подвижные игры», «Секреты здоровья», «Школа здоровья», «Спорт и мы».

2. Научно-познавательное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Направление представлено программами: «Краеведение», «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Умники и умницы», «Азбука содержания животных».

3. Общественно-полезная деятельность создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Данное направление представлено следующей программой: «Сделай сам».

4. Целью художественно-эстетическое направления является формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительного отношения к истории и культуре других народов, сохранения и развития культурного разнообразия и наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Направление представлены программами: «Творческая мастерская», «Школа этики», «Город мастеров», «Волшебный мир бумаги».

5. Экологическое  направление  реализует  развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими норм здорового образа жизни, сохранения и защиты окружающей среды. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам приумножения технологий охраны природы на основе толерантности, диалога культур. Экологическое  направление представлено программами: «Экология», «Природа и экология».

                  Учебный план специального (коррекционного) обучения

                    составлен с учетом решения двух основных задач:

                     1) сформировать основы функциональной грамотности и основные учебные и социальные компетенции, дать  обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;

                     2) скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушения развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

     Специальные (коррекционные) классы  в МБОУ «СОШ № 5» осуществляют образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования.

       Продолжительность обучения 9 лет: в начальной школе - 4 года; в основной школе -- 5 лет.

      По окончании начальных классов городская психолого-медико-педагогическая комиссия, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательный класс.

     В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их  развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.

     Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов     (2 часа 3В (КРО), 1 час -4В (КРО)), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

      Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5-6 классам.

Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

         Русский язык: наряду с нормативными требованиями к овладению языком, большое     внимание уделяется изучению данного предмета как средства общения, познания общечеловеческой культуры.

       Литература: курс ориентирован на формирование умений и навыков не только в сфере восприятия и анализа художественного произведения, но и в сфере самостоятельного литературного творчества.

       Иностранный язык: в рамках учебных предметов «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык» предполагается обеспечить овладение обучающимися основами устной и письменной речи, знанием ими истории, культуры, географии. экономики стран изучаемого языка. Школьный компонент использован для индивидуально-групповых занятий и консультаций по иностранным языкам в 5-9 классах.

     Математика: в целях наиболее полного удовлетворения запросов обучающихся, на изучение математики в 5-6 классах, геометрии в 7-9 классах отводится времени на 1 час больше, чем предусмотрено базисным учебным планом.

     Биология: учебный предмет сокращен на 1 час в 6 классе за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

Региональный компонент.

Учебный курс «Краеведение» введен во всех 5-7 классах.

Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 35 учебных недель, в 9-х классах – 34 учебные недели.  Продолжительность учебной недели в 5-9-х классах  

5 дней. Продолжительность урока – 45 минут.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю для формирования основ гражданского мировоззрения учеников, а также в целях предпрофильной подготовки в 9А классе компонент образовательного учреждения представлен 2 часами предмета «Экономика».

Учебный предмет «Искусство» изучается с 5 по 9 класс. С 5 по 8 класс изучается музыка, изобразительное искусство, а в 9 классе - МХК. Таким образом, учебный курс является непрерывным.

Предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994. Ожидаемые результаты:

-        воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-        укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся,

-        формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; на развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

-        формирование представлений об олимпийском и параолимпийском движении в России.  

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей обучающихся и Школы. Предмет «Технология» изучается с 5 по 8 класс. В 8 классе технология изучается 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты:

·         освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

·         овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов работы ;

·         развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

В рамках изучения предмета  «Технология» в 8 классе изучается раздел программы по технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение. Информационные технологии — использование ПК для решения практических задач».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в  8 классе в объеме 1 час в неделю.

СРЕДНЕЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

       Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования.

Переход к профильному обучению позволяет:

·         создать условия для дифференциации содержания образования, построения индивидуальных образовательных программ;

·         обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

·         установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

·         обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента.

 Продолжительность учебного года в 10-х классах- 35 учебных недель, в 11-х классах 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Продолжительность урока – 45 минут.

Базовый уровень учебного плана в 10А, 11А классах выдержан в полной мере.

Разделы «Экономика» и «Право» из курса «Обществознание» выделены как самостоятельные 1-но часовые предметы, так как старшеклассники, ориентированные на социально-экономические специальности, планируют выбрать предмет «Обществознание» для государственной (итоговой) аттестации, в перечень вопросов которой включены темы по экономике и праву в расширенном объеме.

Компонент образовательного учреждения: 1 час «Алгебра и начала анализа» - 10А,11А классы .

Региональный компонент представлен курсом «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» 10А-11А классы- 1 час.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

     Предпрофильная подготовка и профильное обучение-средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

    Социально-экономический предпрофиль в 9А  классе представлен 2 часами  курса «Экономика» и  курсами  внеучебной деятельности.

    Профильное обучение (социально-экономическое направление - модульные группы) в 10А и 11А классах полностью соответствует федеральному учебному плану. Курс «Математика» составляет 6 часов 10А-11А, «Обществознание» 10А-11А, «Экономика» 10А-11А, «Право»10А-11А изучаются как самостоятельные учебные предметы, курс «География»10А-11А дополнен содержанием коммерческой географии.

   В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года механизмом, обеспечивающим государственные гарантии доступности и качества образования, выступает специализированная подготовка в старших классах МБОУ «СОШ № 5», которая ориентирована на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Организация профильного обучения невозможна без создания системы

предпрофильной подготовки, включающей в себя такие компоненты, как курсы по выбору т.е. элективные курсы

Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся представлены в школьном компоненте следующим образом:

«Разнообразные способы решения иррациональных показательных и логарифмических уравнений и неравенств» 10А класс – 1 час,

«Русское правописание» 10А /11А класс – 1 час (расширение содержания базового учебного предмета),

«Решение задач по химии» 10А/11А класс – 1 час,

«Молекулярная генетика и генная инженерия» 10А/11А  класс – 1 час.

«Избранные вопросы математики» 11А класс – 1 час.

Образовательный процесс обеспечивается учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе на основе Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год. Учебный план имеет необходимое кадровое, нормативно-методическое обеспечение.

                           

                               Дополнительное образование

 

     Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.        Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в нашей школе строится в парадигме развивающего, личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в данном учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает

•    обеспечивать непрерывность образования;

•    развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

•    осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;

•    проводить профориентацию;

•    развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.

Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.

Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:

  • обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
  • творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
  • организация содержательного досуга;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Основные  функции дополнительного образования  в МБОУ «СОШ №5»:

·           обучающая функция - в детских творческих объединениях каждый  имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

·           социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;

·           развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребёнка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

·           воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма;

·           информационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также подучить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;

·            релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке.

 

Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию.

    На основании  Приложения №1 к   лицензии серии 40Л01  регистрационный номер     № 274 от 27.12.2013 года, выданной Министерством образования и науки Калужской области МБОУ «СОШ №5» имеет право образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.

 Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, научно-техническую и социально-педагогическую  направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.         

  Художественно-эстетической направление:

Цель: происходит развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей, творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.

   Социально-педагогическое направление:

Цель: формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств учащихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствовать социальной и профессиональной ориентации. На занятиях этого направления царит особый психологический климат доверия, свободного и равного общения ребенка со взрослыми и истинное творчество .

   Научно-техническое направление:

Цель: расширить знания учащихся в области информационной культуры школьников, формировать ИКТ-грамотность учащихся.

 Физкультурно-спортивное направление:

      Одной из важнейших задач объединений физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 

Формы организации детских объединений: кружки, секции.

Занятия в кружках и секциях дополнительного образования  проводятся в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, прогулок,  индивидуальных консультаций или бесед.

      Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.

      По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия.

Обучающимся школы предоставлена возможность интеллектуального, творческого развития по интересам, физического развития и вовлечения в основы исследовательского поиска посредством кружков:

·         кружок «Творческая мастерская»

·         кружок «Художественное слово»

·         кружок «Математика в экономике»

·         кружок «Занимательный английский»

·         кружок «Библиографический»

·         кружок «Театральная студия»

·         кружок «Народные промыслы»

·         кружок «Дизайн студия»

·         кружок «Вокальная студия»

·         кружок «Хронограф»

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

 

         Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности

 Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня: начального общего образования, основного общего и среднего общего  образования по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое (общекультурное)
  • научно - познавательное  (общеинтеллектуальное)
  • патриотическое (социальное)
  • проектная деятельность

и видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

Внеурочная деятельность  предусматривает организацию участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах в соревнованиях и других предметных и  творческих конкурсах различного уровня.

            С целью развития интеллектуальных способностей, формирования исследовательской культуры учащихся план внеурочной  занятости предусматривает организацию участия обучающихся в проектно - исследовательской деятельности в рамках школьного Научного общества учащихся.

План внеурочной деятельности  включает в себя проведение классных часов  и экскурсий по теме «Мой город. Мой край» с целью  воспитания у школьников гражданско- патриотических  качеств, любви к своей малой родине, к своей стране, государству.

На основании образовательного запроса учащихся и их родителей (законных представителей) внеурочная деятельность может быть организована по индивидуальному плану с использованием возможностей учреждений дополнительного образования и культуры города Обнинска.


 

 

Дата последнего обновления страницы 28.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»